ЧАСТЬ I

#40_лет_зданию_театра

В июне 2022 года здание драматического театра отмечает сорокалетие со дня открытия. Да-да, именно сорок лет назад театр Комсомольска-на-Амуре обрел по- настоящему СВОЙ дом, красивый и величественный, с двумя сценами, множеством помещений для творческого коллектива, административных и технических служб. Сегодня это центр городской жизни, на сцене которого проходят спектакли, концерты, реализуются творческие проекты. Но на пути к такому красивому дому театр сменил несколько адресов, было приложено много усилий сотен и тысяч человек. Предлагаем в серии публикаций вспомнить этот долгий и непростой путь.

Итак, перенесемся в далекие тридцатые годы….В год массового прибытия заключенных в Комсомольск-на-Амуре (1933 год) осенью в поселке Дальлага началось строительство здания под театр. Здание было построено из кирпича, самана и леса. Имело шесть печей и одну большую плиту в поделочном цехе, три гримерных, парикмахерскую, костюмерную, большое фойе. Зал имел хорошую акустику. Сцена имела круг, глубокие карманы и по всем правилам была «одета».

В новогоднюю ночь 1934 года был сыгран самый первый спектакль коллектива — «Чапаев». Первое здание театра располагалось на улице Гаражной, напротив лесозавода, а театр носил название «имени 16-летия Октября». Театр стал культурным центром молодого города, где шли не только спектакли, но проводились концерты, конференции, слеты и другие важные городские мероприятия. С течением времени театру потребовалось новое здание.

В 1936 г. клуб-театр был передан строительной организации и стал называться гарнизонным театром или клубом КВСЧ (корпус военно-строительных частей) , а в 1940 году стал по-настоящему городским, потому что перешел в ведение Хабаровского краевого управления искусств.
Осенью 1939 г. Комитет по делам искусств при Совнаркоме СССР объявил Всесоюзный конкурс на лучший проект здания для театра Комсомольска-на-Амуре. Из 70-ти представленных проектов первое место занял проект аспирантов института им. Репина Всероссийской академии художеств- М.К.Бенуа, В.Д. Кирхоглани и П. Я. Мильштейна. Проект театра был утвержден к постройке, но началась война, и чертежи пропали во время блокады Ленинграда.

До 1942 года театр размещался на ул. Гаражной. Потом это здание передали отделу кинофикации, а театр перевели в Дом Красной Армии (ДК «Строитель»). В ноябре 1944 года начал свою работу Дворец культуры судостроительного завода. Театр перешел туда. Большинство актеров театра жили в двухэтажном деревянном здании по адресу: Краснофлотская,12 (или Пионерская,29) которое называлось Домом Актера.
Вопрос о строительстве настоящего профессионального здания театра вновь остался открытым… О том, когда был заложен первый камень, сколько продлилась стройка и о многом другом, мы расскажем в следующих выпусках «Путь к дому».

 


 

ЧАСТЬ II
       После Великой отечественной войны администрация города вернулась к идее постройки здания театра. Даже выбрали место – на проспекте Сталина (ныне проспект Мира). Но вновь не сложилось. В 1967 году определили другое место — пустырь на пересечении ул. Дзержинской и проспектов Октябрьский и Первостроителей. Был заказан проект, который, как это часто бывает, надолго лёг под сукно в Центральном НИИ зрелищных зданий и сооружений Госстроя СССР. Только в 1969 году состоялась торжественная закладка камня будущего театра. Казалось, дело сдвинулось с мёртвой точки, однако точкой и закончилось. Эту точку, коей представлялась недостроенная коробка здания на пустыре, на много лет облюбовали маргинальные личности, а добропорядочные граждане старались обходить стороной.
       И всё же в городе нашлись люди, твёрдо решившие: театру – быть. Первый секретарь горкома КПСС А.Р. Буряк, по слухам, большой театрал, добился финансирования в преддверии празднования 50-летия города. И снова началась большая стройка. Город Юности к своему золотому юбилею вспомнил лучшие годы молодости – энтузиазм, коллективный труд, социалистические соревнования, перевыполнение планов. Стройка было поистине народной и интернациональной: 25 строительных организаций из Комсомольска, Хабаровска, Амурска; более более двух тысяч рабочих и специалистов разных направлений – каменщиков и электромонтажников, озеленителей и декораторов, специалистов по мрамору. Вокруг стройки вырос настоящий городок. На комсомольскую стройку приехали энтузиасты со всей страны, да и материалы, из которых возводили здание, также были отовсюду. Так, снаружи здание облицовано ялтинским известняком, а стилобат выполнен из базальтовых плит, Хакасия прислала знаменитый саянский мрамор, которым украсили фойе первого этажа. Занавес для сцены из шерсти, льна и люрекса в технике гобелена был создан литовской художницей Дайвой Начюлене. В 1986 г. за эту работу она получила премию Хабаровского комсомола. Жители города не остались в стороне. Как принято у нас, у русских, когда сроки поджимают, мы берёмся «всем миром». Школьников и студентов, сотрудников всех предприятий, администрацию города привлекали к неквалифицированным работам – расчистке мусора, уборке помещений, мелким отделочным работам. Каждый комсомольчанин внёс свою лепту в строительство храма искусств!
       Весной 1982 года леса убрали и белокаменное здание с театральными масками на фасаде увидели все. Современное, легковесное, юное, как символ молодого города, оно стало гордостью жителей. И было чем гордиться! Ведь театр был построен по самым современным технологиям. Например, сцена глубиной 20 метров, оснащена большим поворотным кругом на три скорости и полностью механизирована. Зрительный зал на 800 посадочных мест декорирован гипсовой плиткой «Акмигран» и «Брекчия», обеспечивающей уникальную акустику, на которую до сих пор обращают внимание гастролирующие у нас коллеги. Кроме того, зал был оборудован современной системой кондиционирования, которой тогда могли похвастаться не все даже столичные театры. При отделке потолка второго этажа был использован гофрированный алюминий, на полу положен паркет, для освещения фойе заказаны оригинальные хрустальные люстры из Японии.
       Наконец, 7 июня 1982 года состоялось открытие. Сотни горожан собрались на площади на митинг, и главными героями здесь были люди, вложившие свои силы, труд и творческое вдохновение в одно из красивейших зданий Комсомольска-на-Амуре. Звучали поздравительные речи, вручались награды, и бригадир отделочников СУ 253 Маслова А.А. торжественно передала директору театра Шутову А.А. символический ключ от Комсомольского-на-Амуре драматического театра. Почетное право перерезать красную ленточку было предоставлено первому секретарю Комсомольского горкома КПСС В.М. Крысину, председателю горисполкома, М.И. Тищенко, первостроителю города, А.И. Гнатовской, заслуженной артистке РСФСР Н.Н. Ярцевой.
       Затем театр распахнул свои двери и на сцене состоялся большой праздничный концерт с участием артистов из Москвы, Ленинграда, Киева, коллективов художественной самодеятельности города и края. На юбилей города приехали много известных людей и популярных артистов – Геннадий Хазанов, Эдита Пьеха, Лариса Долина и Александра Пахмутова. А Председатель Президиума Верховного Совета Л.И. Брежнева, который по состоянию здоровья он не смог приехать, отправил приветственное видео-обращение, продемонстрированное в новом зале. В оформлении здания театра принимал участие молодой художник Виталий Мельничук.

ЧАСТЬ III
       Значительный вклад в художественный облик здания драматического театра внес художник Виталий Михайлович Мельничук. Неординарная личность, путешественник-кругосветчик, художник, монументалист, член Союза художников России и Международного художественного фонда, участник 25 российских и международных художественных выставок, автор более 30 монументальных объектов по всему миру. Ему доступны все жанры от живописи до скульптуры, от инсталляций до монументальных произведений. Они очень разные, необычные, часто шокирующие, но всегда интересные и притягивающие! Именно он автор масок на фасаде центрального входа и монументального живописного полотна, украшающего фойе второго этажа. В этом выпуске мы вспомним историю создания этих работ, а для этого вновь перенесемся в 80-е годы .
       Началось все с практики. Итак, в начале 80-х годов, молодой художник родом из Мурманска, учащийся 4 курса ЛВХПУ им. В.И.Мухиной (в 1994 г. переименован в Санкт-Петербургскую государственную художественно-промышленную академию) приезжает в город Юности проходить практику — делать витражи городской больницы № 5. Когда он узнал, что в Комсомольске-на-Амуре строится театр, у него возникла идея взять оформление театра на дипломную работу. Съездив в Москву и получив у архитектора проекта разрешение на работу, диплом Виталий уже защищал эскизом росписи фойе на тему «Подмостки жизни». На защите завязалась дискуссия, художника обвиняли, что это какое-то не советское искусство. Но все обошлось, вдохновлённый успехом молодой специалист полетел по распределению в Комсомольск-на-Амуре исполнять роспись внутри здания и заодно и делать маски на фасаде. Но когда он приехал в город, оказалось, что панно придётся переделать. Первый секретарь Хабаровского крайкома партии А. К. Черный сообщил, что темой исполнения должен быть БАМ и строители-комсомольцы. Переделав эскиз, художник приступил к работе. Роспись в 220 кв.м. в технике греческой энкаустики создавалась практически в спартанских условиях. Три месяца зимы с температурой минус 30, не до конца отлаженная система отопления в здании, и вот здесь в фойе, невидимый за строительными лесами во всю стену, в фуфайке, Виталий варит краски из воска, канифоли, пигмента, разогревает паяльную лампу и начинает писать энкаустику по горячему. Параллельно с бригадой он лепит и переводит в металл (алюминий) четыре маски. Работы много, но есть жесткий срок исполнения — к юбилею города все должно быть готово!
       И вот полотно в стиле Джорджо де Кирика и Сальвадора Дали готово! Срублены леса, роспись раскрылась. Принимать работу приехала комиссия во главе с Губернатором. Однако похвалы не последовало. Работу назвали диссидентством и вызвали комиссию из Москвы на предмет уничтожения сразу после юбилея города, а маски, как западное искусство, и вовсе запретили монтировать на фасад. Кто-то из художников в подобной ситуации возможно бы и сдался, но только не Виталий! Художник нанял кран Като, два грузовика, бригаду и ночью смонтировал маски. На день города открытие театра состоялось и с росписью, и с масками, а Виталий купил яхту и срочно ушел на ней на Чукотку в Беренгов пролив, потом в Находку. Кстати, на Чукотку с Виталием отправилась еще одна яхта, управлял которой его друг, молодой художник Федор Конюхов. Да-да, тот самый Федор Конюхов, который в то время еще не думал о путешествиях. Через три месяца В.М. Мельничук вернулся в Комсомольск, подарил свою яхту «Русь 2» детскому яхт-клубу г. Находки и, взяв такси, скорее поехал к театру, посмотреть, всё ли на месте. Волнение сменила радость: маски висят, роспись не сколота. Оказалось, приезжала комиссия из Москвы и Прибалтики и было решено все оформление оставить как есть. Но все же наказание молодому художнику определили — в 2 раза урезали зарплату, но и этого было достаточно, чтобы купить квартиру в Москве. А вот пристальное внимание со стороны КГБ за «западное искусство» художник ощущал потом еще в течение года.
       После Комсомольска-на-Амуре Виталий оформил ряд объектов в других городах региона — Хабаровск, Чукотка, Южно-Сахалинск. В Приморье работал над оформлением интерьера санаториев «Изумрудный» и «Шмаковка». Сегодня художник-путешественник полон сил и энергии. На отечественных мотоциклах он прошел все пустыни Средней Азии и Африки, проехал всю Африку, совершил кругосветное путешествие и все так же открыт творчеству и новым горизонтам. А Комсомольск-на-Амуре может гордиться тем, что в оформлении театра принимал участие художник В.М. Мельничук, выпускник одного из старейших и авторитетнейших российских ВУЗов, ведущих подготовку в сфере изобразительного, декоративно-прикладного искусства и дизайна.
Текст статьи составлен из материалов, предоставленных художником.

ЧАСТЬ IV

Первый большой ремонт. С 2012 по 2013 год в театре впервые проведен большой капитальный ремонт.

За 30 лет эксплуатации многие помещения театра и системы сильно обветшали и технически устарели. Особенно остро нуждались в реконструкции сцена и зрительный зал. Исходя из этого, администрацией города было принято решение провести поэтапный ремонт драмтеатра, сконцентрировав внимание на приведении в порядок сцены и зрительного зала. Для этого из городской казны было выделено более 140 млн. рублей. Специалистами генподрядчика «Дальметаллургстрой» работы были начаты в конце 2011 года и в январе 2012 года сцена закрылась на капитальный ремонт. Какие же изменения произошли в ходе ремонта?

-заменены подъемные механизмы большой сцены-штанкеты, троса, лебедки. Софитные штанкеты стали на порядок выше по грузоподъемности. Если раньше управление      механизмами на сцене осуществлялось через огромный ящик, стоявший за сценой, то после ремонта всё оборудование стало более компактным, управляющимся при помощи электроники.

— обновлен звуковой сценический комплекс -гордостью театра стал новый занавес, заказанный в художественной мастерской г.Москвы. Эта же фирма изготавливала занавес для драматического театра в то время, когда он располагался в ДК «ЗЛК».  В те годы он был одним из самых дорогих. Стоимость нового занавеса составила более одного миллиона рублей. Столь высокая цена оправдана тем, что это эксклюзивная ручная работа, имеющая размеры 12 метров в длину и 8 метров в ширину. В изготовлении использованы современные материалы, что обеспечивает ему легкость. Ключевой характеристикой материала, из которой изготовлен занавес является негорючесть. Проблемой старых занавесов было то, что, несмотря на внешнюю яркость и красоту, они поддавались горению, поэтому их приходилось пропитывать специальными растворами, которые собирали на себя очень много пыли, превращаясь в грязь. А стирать занавес невозможно, т.к. его вес достигает 400 кг. Современный негорючий занавес в разы дольше сохраняет свою чистоту и привлекательность.  В подарок к новому занавесу коллектив театра получил и важный «бонус»- «арлекин». Так называют верхнюю штору, которая расположена над занавесом, чтобы не было видно его креплений. На старом занавесе арлекина не было. -заменены галереи-этажи, находящиеся над сценой. Зритель их не видит, они служат для скрытия кулис и «задников» спектаклей. Таких галерей на сцене пять. По ним ходят сотрудники монтировочного цеха, обслуживающие механизмы, служащие для поднятия и спуска кулис и декораций. Отсюда же могут опускать артистов, если это предусмотрено действием спектакля. На галереях устанавливают снеговые и бумажные машины, создающие дополнительные спецэффекты в постановках. Высота верхней галереи примерно равна высоте седьмого этажа жилого дома.

— ремонтные работы коснулись вращающегося круга, который находится под сценой и приводит в движение декорации, расположенные на ней. -в зрительном зале большой сцены появились новые удобные кресла и заменено освещение зала.

— в связи с требованиями пожарной безопасности по всему зданию театра была смонтирована новая автоматическая система пожаротушения.

Ну, а творческий коллектив в этот период продолжал свою работу. Театр радовал зрителей спектаклями и премьерами на малой сцене, а также работал на площадках Дома Молодежи, ДК Алмаз, Дворца творчества детей и молодежи. Актерам приходилось осваивать новые пространства для работы, и в это непростое время коллектив театра как никогда чувствовал поддержку зрителей.