Первое здание театра было построено на улице Гаражной в 1933 году. Открытие драмтеатра ознаменовалось постановкой по роману Фурманова «Чапаев».
Это было в ночь на 1 января 1934 года.
Коллектив театра составляли актёры, прибывшие из западных городов страны: Е. Шаповалова, А. Алексеев, М.  Карликовский, Э. Коханский, А. Муянов и др. Первым художественным руководителем театра был П. А. Вознесенский, а первым начальником — В. Гамаюнов.
К Комсомольскому-на-Амуре театру драмы первых лет можно было с полным правом отнести слова известного театроведа Б. Алперса: «Периферийный театр, как большая культурная сила, рождается только в наши дни. Спектакли многих периферийных театров иногда не уступают спектаклям столичных городов. И репертуар их в большинстве случаев отличается художественной выдержанностью».
Театр действительно брал лучшие пьесы драматургов своего времени, ставя их почти одновременно со столичными театрами. Так, например, новые пьесы В. Киршона «Чудесный сплав» и А. Корнейчука «Гибель Эскадры» в 1934 году шли на сценах Москвы, Ленинграда, Харькова и Комсомольска-на-Амуре. Театр также знакомит молодых строителей города с произведениями русской классики. На его сцене идут спектакли по пьесам А. Островского «Лес», Н. Гоголя «Ревизор», М. Горького «Егор Булычев и другие».
Театральный сезон 1935 — 1936 годов открывается спектаклем по пьесе А. Корнейчука «Платон Кречет», первую постановку которой осуществили в этом же сезоне МХАТ и Киевский театр драмы им. И. Франко. В Киевском театре в роли Кречета выступает артист П. Денисов, который спустя двадцать лет вышел на сцену Комсомольского-на-Амуре драматического театра в роли В. И. Ленина.
Новый театральный сезон 1936 — 1937 годов открывается спектаклем. по пьесе К. Тренева «Любовь Яровая». А затем были «Егор Булычев и др.» М. Горького, «Рожденные бурей» Н. Островского, «Собака на сене» Лопе де Вега, «Жорж Данден» Ж. Мольера. Постановку всех этих спектаклей осуществлял режиссёр Г. С. Дыбов, с которым П. А. Вознесенский, формируя труппу в 1937 году в Москве, заключил договор.
На театральных афишах 30-х годов можно прочитать фамилию, знакомую сейчас каждому дальневосточнику — Н. П. Задорнов. В 1937 году Н. Задорнов приехал в Комсомольск-на-Амуре из Читы, где выступал тогда на профессиональной сцене. Играл он и в спектаклях нашего театра: в роли Волжанина в «Человеке с ружьем» по пьесе Н. Погодина (1938 год), проводника вагона в «Павле Грекове» Н. Погодина (1939 год), обывателя в спектакле «Как закалялась сталь» по роману Н. Островского (1939 год). С 1937 по 1939 годы он работал заведующим литературной частью театра. Через много лет Н. П. Задорнов, ставший уже известным писателем, вновь встретился с театром своей молодости, когда тот взял к постановке его роман «Амур-батюшка», удостоенный впоследствии Государственной премии.
Сёстры Фёдоровы, 1941 годТеатральный сезон 1939 — 1940 годов ознаменовался по-настоящему успешными работами: «Оптимистическая трагедия» Вс. Вишневского, «Как закалялась сталь» Н. Островского. Оба спектакля были отмечены первой премией в краевом конкурсе театральных коллективов. Лучшей работой театрального сезона 1940 — 1941 годов был признан спектакль по пьесе В. Шекспира «Ромео и Джульетта» в постановке А. Д. Лебедева, художественного руководителя театра с 1939 года.
В марте 1942 года театр перешел в новое здание на улице Красногвардейской (Дом культуры «Строитель») и размещался там до ноября 1944 года.
В годы войны работники театра, как и все советские люди, внесли свой вклад в общее дело борьбы с фашизмом. В репертуаре театра военных лет были пьесы К. Симонова «Парень и нашего города», А. Корнейчука «Фронт», А. Крона «Офицер флота». В архивах горвоенкомата в старых потрепанных тетрадях со списками ушедших на фронт есть фамилии актеров театра Г. Тымченко, Н. Насонова, А. Комарова, а также других работников театра В. Козлова, А. Щербакова, А. Клебенко, В. Кушнира. Память о них хранят и старые театральные программки.
Любовь с препятствиями, 1971 годВ 1951 году театр принял участие в 1 туре Всесоюзного конкурса спектаклей современной тематики, представив на суд взыскательного жюри три спектакля: «Счастье» П. Павленко (1 место), «Московский характер» А. Софронова (2 место) и «Раскинулось море широко» Вс. Вишневского, А. Крона и В. Азарова.
В 1954 году главным режиссёром театра назначили Е. Н. Белова. Он первым в стране поставил спектакль по пьесе А. Толстого «Мракобесы» на сцене Комсомольского-на-Амуре театра драмы. В 1956 году Е. Н. Белов берёт к постановке «Оптимистическую трагедию» Вс. Вишневского и «С новым счастьем!» по пьесе М. Светлова, которые явились поворотным пунктом в судьбе тетра. Оба спектакля были удостоены дипломов первой стпени на Всесоюзном фестивале театров и музыкальных коллективов в 1957 году.
Много острых социальных проблем стояло перед молодёжью 60-х годов. Театр откликнулся на них спектаклями «Иркутская история» А. Арбузова (постановка Е. Белова), который был признан лучшим спектаклем 1960-61 годов, «Четыре креста на солнце» А. Делендика (постановка В. Яковлева), «Рассудите нас, люди» и «Спокойных не будет» А. Андреева (постановка В. Барского). В целом, 60-е годы явились на редкость плодотворными для коллектива театра: 60 раз прошел спектакль «Перебежчик» по пьесе А. и П. Тур, где главную роль немецкого офицера Вальтера Шеринга, решительно порвавшего с нацизмом, исполнил сам режиссёр В. Барский; 75 постановок выдержал «Щит и меч» В. Кожевникова (постановка Е. Белова) с бессменными исполнителями ролей — артистами А. Исаевым и Г. Родионовым; 100 раз прошла на сцене теара «Дженни Герхард» по роману Т. Драйзера (постановка Е. Белова), и все сто раз выходили к зрителям исполнители ролей Лестера Кайна — артист В. Уменушкин, миссис Стендл — артистка Г. Космачевская.
Большой вклад в развитие театра внесли Б. Н. Герцберг, работавший директором театра в периоды с 1958 по 1974 годы, и зам. директора А. В Василевская (1955 — 1967 годы).
Дама с камелиями, 1979-1980 годыВ 70-е годы актёры Комсомольского-на-Амуре театра драмы принимают участие в ежегодном краевом конкурсе «Театральная весна». В 1971 году лауреатом этого конкурса стала артистка В. З. Ячменева, исполнявшая роли Марии в спектакле по одноимённой пьесе А. Салынского и Джоан в «Кругах ада» А. Насибова. В 1977 году актриса вторично стала лауреатом конкурса за исполнение роли Юлии в спектакле по пьесе А. Арбузова «В этом милом старом доме». В 1973 году за исполнение роли Счастливцева в спектакле по пьесе А.Островского «Лес», поставленного Е. Беловым к 150-летию автора, В. К. Волков становится также лауреатом конкурса «Театральная весна».
Значительное место в репертуаре театра 70-х годов принадлежит пьесам военной тематики. На сцене театра играют «Зимнюю балладу» А. Вейцлера и А. Мишарина (постановка В. Барского, 1971), «А зори здесь тихие» Б. Васильева (постановка Е. Белова, 1972), «В списках не значился» (постановка Г. Малышева, 1978). Целый ряд спектаклей затрагивал проблему нравственных исканий человека, темы личной жизни, любви: «Энергичные люди» В. Шукшина (постановка Н. Емельянова, 1975), «Гнездо глухаря» В. Розова (постановка Е. Звеняцкого). В 1984 году этот спектакль в постановке Е. Звеняцкого был отмечен дипломом на Всероссийском фестивале драматургии.
7 июня 1982 года было открыто новое здание театра, в котором находится Комсомольский-на-Амуре театр драмы и по сей день. Это здание построено по проекту ЦНИИЭП им. Б. С. Мезенцева (Москва).
Амурская сказка, 1981 год В репертуаре театра 80-х годов продолжали свою сценическую жизнь «Вечно живые» В. Розова и «Дама с камелиями» А. Дюма. Тема борьбы за мир проходит в таких произведениях, как «Три часа до смерти» Г. Зубкова и «Скандал в космосе» Д. Дунэряну, «И дольше века длится день» по роману Ч. Айтматова «Буранный полустанок». Все три спектакля поставлены в 1983 году главным режиссёром театра Е. С. Звеняцким. О репертуаре 1983-84 годов городская газета писала следующее: «…довольно грамотно представлена современность, классика, спектакли разных жанров. Спектакли, поставленные режиссёром Е. Звеняцким, интересны по художественной форме, значительны по идейному содержанию, в них сочетаются выразительные ансамблевые решения, впечатляющая режессура, заметные актёрские работы».
И действительно, в 1984 году на Всероссийском фестивале «Героическое освоение Сибири и Дальнего Востока» артист театра В. Пушкин был назван лучшим исполнителем мужской роли — Егор Большаков в спектакле «Амур-батюшка» по роману Н. Задорнова. Актёр также является первым в стране исполнителем роли С. Есенина в спектакле по пьесе Н. Шундика «Сергей Есенин».
В 1996 году В. Пушкина назначают на должность директора театра драмы.
В 1983 году спектаклем «Возвращение» (сценическая композиция по рассказам В. Шукшина) в постановке В. Паршукова открывается малая сцена. Спектакль участвовал в заключительном показе Всероссийского конкурса на лучшие самодеятельные работы творческой молодёжи драматических театров страны. Он был показан на сцене Центрального Дома актёров. «Возвращение» было названо лучшим спектаклем малой сцены театров зоны Сибири и Дальнего Востока. Спектакль был отмечен грамотой, а его создатели и участники — Т. Якимчук, Л. Лелькин, В. Сергияков, А. Славский, режиссёр В. Паршуков, художник К. Розанов — премиями Всероссийского театрального общества.
Чума на оба ваших дома, 1998 год90-е годы были трудным временем в истории не только нашей страны, но и театра, однако театр жил и продолжат творить, постоянно убеждая себя и окружающих в том, что «красота спасёт мир».
Силами актёров и режиссёров театра были поставлены и сыграны спектакли по таким произведениям, как «Моской волк» В. Барского (постановка В. Барского, 1990), «Восемь любящих женщин» Р. Тома (постановка Б. Деркача,1990), «Касатка» А. Толстого (постановка А. Найдёнова, 1993), «Последняя попытка» М. Задорнова (постановка А. Рубана, 1992), «Диоген» Б. Рацера, В. Константинова (постановка А. Рубана, 1993), «Союз одиноких сердец» Л. Зорина (постановка А. Шутова, 1995), «Семейный портрет с посторонним» С. Лобозёрова (постановка А. Шутова, 1995), «Учитель танцев» Лопе де Вега (постановка Э. Симоняна, 1996), «Укрощение строптивой» В. Шекспира (постановка Э. Симоняна, 1997), «Чума на оба ваши дома» Г. Горина (постановка Э. Симоняна, 1998), «Блэз» К. Манье (постановка С. Чуваткина, 1999) и многие другие.
К концу 90-х годов количество зрителей, приходящих на спектакли значительно выросло. Более того, появились заядлые театралы, приходящие на спектакли во второй, и третий, и четвёртый раз и каждый раз отыскивающие что-то новое в игре актёров, режиссёрских решениях, самой постановке.
Плачу вперёд! 2000 год В 2003 году театр отпразновал своё 70-летие. К юбилею театра была подготовлена большая концертная программа, в которой участвовали все артисты театра с сольными номерами.
Сегодня в труппе театра работают 20 актеров, среди них есть заслуженные артисты России: Виктор Пушкин, Ирина Барская, Евгения Ярцева, Леонид Лелькин. Огромный опыт работы на сцене у таких актеров как, Галина Барская, Валентина Кушнарева, Фёдор Кушнарев.
Не закрыт вход в храм Мельпомены и для молодых артистов! Сегодня около половины артистов труппы — смелая, талантливая, ищущая молодёжь! Актёров регулярно отправляют в города западной части России для повышения квалификации. Они принимают участие в многочисленных концертах и фестивалях, проводящихся на сцене городского театра драмы и за его пределами.
Благодаря деятельности главного режиссёра театра Л. В. Алексеева (2004 — 2007 годы) удалось умело сочетать спектакли, поставленные по классическим произведениям («Панночка» Н. Садур по повести «Вий» Н. В. Гоголя; «Декамерон» Дж. Боккаччо; «Банкрот» по пьесе А. Н. Островского), так и постановки по произведениям современных авторов («Неугомонный дух» Н. Коуард, «Мафиози поневоле» А. Рейно-Фуртона «Шутки в глухомани» И.Муренко, «Двое с большой дороги» В.Мережко).
С сезона 2007-2008 на должность главного режиссёра театра назначен Александр Николаевич Саранчин.
На сцене Комсомольского-на-Амуре театра драмы, как актером, им сыграно более 50 ролей. Работая в театре с начала 90-х годов, Александр быстро завоевал зрительскую любовь и призвание. Но ему становилось тесно в рамках актёрской профессии. Разбираясь в законах драматургии, Александр Николаевич вникал в секреты постановочных процессов, и в 2006 году прошел курсы в Академии переподготовки искусств (г. Москва). Сделал детский спектакль «Как Ванюша счастье искал», затем вечерний взрослый «Гарнир по-французски» М. Камолетти. Волнение, тревога за результаты работы были награждены аплодисментами благодарных зрителей и положительными отзывами. Так, спектакль за спектаклем, желание заниматься режиссурой окрепло.
За время работы главным режиссёром театра (до 2010 года) зритель увидел 10 спектаклей, подареных А. Н. Саранчиным: «Безобразная Эльза» Э. Рислакки, «Большая зебра» Ж. Ж. Брикер и М. Ласег, «Медовый месяц» Г. Барилли, «Утешитель вдов» Д. Маротта и Б. Рандоне, «Мою жену зовут Морис» Р. Шарт, «Золушка» Е. Шварц, «Шум за сценой» М. Фрейн, «Сиреневое платье Валентины» Ф. Саган, «В тихом омуте…» П. Кальдерон. На сегодняшний день, Александр Николаевич с успехом продолжает работать ведущим артистом в труппе театра.
Сейчас директор театра — Шабовта Елена Ароновна, а главный режиссёр — Заслуженная артистка России Барская Ирина Валерьевна.
Мы всегда рады видеть Вас в городском театре драмы, ведь историю театра делают не только режиссёры, актёры и работники театра, но и Вы, уважаемые зрители!